Россия 2025: алкогольная идеяДжинсы Stoli, одеколон Krystal, шампунь Baltika. Это не новая антиутопия владимира Сорокина, а путь русского FMCG на глобальный рынок. Кто-то боится “проблемы 2008 г.”, кто-то сетует, что Россия никак не слезет с нефтяной иглы, и ждет страшной расплаты. Президент “Балтики” Антон Артемьев, обдумывая планы развития своей компании, эти факторы не учитывает вовсе. “У меня есть ощущение спокойной работы”, — говорит он. Ситуация его вполне устраивает. Пива в России пьют все больше, прибыли пивоваров растут. Остальные отрасли тоже подтянутся за счет внутреннего спроса богатеющего населения, а следом начнется мировая экспансия российских брендов. ПУТЬ К ПОТРЕБИТЕЛЮ Российские бренды FMCG без содержания спирта в мире пока незаметны. Почему бы алкоголю не стать главной движущей силой международной экспансии? Томас Гэд, прославившийся слоганом Connecting People для Nokia и работавший с SAS, P&G, Microsoft, как-то заявил, что главные российские претенденты на мировое признание — это водка и пиво. Только вот лидером маркетинговый гуру назвал не “Балтику”, а Tinkoff. Ну а потом, по мнению Гэда, придут другие товары: компьютерные игры, мода и дизайн, 1-2 сильных бренда в машиностроении. Хлебнув пивка или водки, иностранцы станут лояльнее и к другой российской продукции. От государства во всей этой истории требуется одна простая вещь: не мешать. “Избыточное госрегулирование тормозит развитие бизнеса, — говорит Артемьев. — Предсказать нововведения в этой области невозможно”. Во всем мире пивовары спонсируют крупнейшие спортивные мероприятия, а нам это теперь недоступно, грустит Артемьев: “Несколько лет назад, когда мы были генеральным спонсором чемпионата России по футболу, мы и представить не могли, что кому-то захочется так врезать по футболу или хоккею”. Впрочем, ничего особенно страшного для пивоваров из-за госвмешательства не произошло, да и в будущем едва ли произойдет. Рынок продолжил рост, а в прошлом году непредсказуемое государство сделало пивоварам утешительный подарок, повысив акцизы на водку. СТРАНА СОЛОДА Автоматизированная система учета электроэнергии и мощности позволила “Балтике” использовать дифференцированный по времени суток тариф. “Перенося часть производственных процессов на ночные часы, мы экономим десятки миллионов рублей, а заодно и энергию, которой так не хватает”, — радуется глава “Балтики”. Государство не слишком поощряет экологические начинания бизнеса. Взять проблему “зеленого топлива”. Цены на бензин и дизель в России сейчас ниже, чем на так называемый биодизель. В Европе, собственно, тоже: литр биодизеля стоит около €1, дизтопливо на 10-15% дешевле. Но там производителям экологичного топлива помогает государство. Дания и Франция готовятся уже в этом году установить обязательную норму содержания биокомпонентов в топливе — для начала 2-3,5%, а к 2010 г. — 6-7%. В Норвегии рассматривается вопрос об обязательной продаже экологически чистого топлива на заправочных станциях, Болгария освободила производство и импорт биодизеля от акцизов, в Польше с 1 января 2007 г. вступили в силу новые налоговые льготы для производителей биотоплива. В таких тепличных условиях многие сельхозпроизводители переходят на выработку сырья для биотоплива. В России ничего подобного даже не ожидается — но нет худа без добра. Посевные площади, которые все равно простаивают, будут использоваться в интересах все той же отрасли-локомотива — пивной промышленности. За последние два года урожаи ячменя, сырья для производства солода, выросли в России на 53%, а производство самого солода — на целых 180%. Если два года назад пивовары импортировали больше половины солода, то сейчас — всего 10%. Если так пойдет дальше, Россия может стать настоящей солодовой империей. Другое дело, что воздух в этой империи будет не самый чистый. НЕЗДОРОВОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ
|