Между небом и землей, или Война в табачном полеЧасто ли мы задумываемся о том, насколько эффективны маркетинговые программы, реализуемые «полевыми» сотрудниками — мерчендайзерами и торговыми представителями? Сколько раз блестяще, по всем правилам разработанные стратегии продвижения товара терпели фиаско при непосредственном взаимодействии компании с клиентами и потребителями? Зачастую вина за провал возлагается на торговых представителей, проявляющих якобы «недостаточное усердие в работе». На примере табачных компаний автор предлагаемой статьи пытается выяснить, насколько справедливо такое предположение. Многие выводы, сделанные на основе этого анализа, вполне применимы и к другим сферам бизнеса. Условия против желаний Маркетинг против успешного бизнеса Для первой группы компаний это очевидный дисбаланс между их возможностями и интересами, с одной стороны, и предлагаемыми инструментами маркетинга, с другой. Речь идет о несбалансированном и плохо поддерживаемом портфеле, многие марки которого не находят адекватного спроса. Их агрессивное продвижение приводит к конфликту интересов компании и торговых точек. Впрочем, можно допустить и сознательную тактику ухода в позиционную оборону в ожидании истощения более агрессивного противника. Но если стратегия не меняется год за годом, не следует ли задуматься о неэффективности данного подхода и некомпетентности маркетинговых служб? Для второй группы характерно ярко выраженное противоречие между возможностями компании и претензиями маркетинговой службы. В портфелях таких организаций нет брендов, претендующих на лидерство в каком-либо потребительском сегменте, но имеется «ни-шевая» марка, пользующаяся устойчивым спросом у определенной группы населения. Однако создается впечатление, что осознание данного факта для маркетинговых структур равнозначно признанию собственной ненужности и, следовательно, ставит под вопрос статус и зарплаты сотрудников, занятых в этих отделах. Не предлагая никаких реальных механизмов воздействия на клиентов, они в то же время постоянно декларируют лидерство и превосходство. А вся ответственность за несопоставимость подобных заявлений с реальным положением дел возлагается на торговых представителей на местах. Преобладающий тип работника в таких компаниях — безынициативный, ни к чему не стремящийся человек, «как бы работающий за как бы зарплату». Такой стиль находит понимание у руководства низшего и среднего звена, среди которого преобладают схожие настроения. При этом прибыль, получаемая от незанятой гигантами ниши, позволяет спокойно существовать до вторжения в нее агрессивного конкурента. Наконец, компании третьего типа постоянно находятся в состоянии перемен, что позволительно только очень богатым и устойчивым. Разумные и взвешенные подходы заменяются излишним «креативизмом», при котором генерация идей становится для руководства самоцелью. Это ведет к размыванию подлинных бизнес-ценностей — продаж и прибыли — и осложняет работу территориальных менеджеров, заставляя их переживать лишний стресс, придумывать схемы ухода от новых стратегий, дабы не создавать лишнюю напряженность в отношениях с ритейлерами. Главный недостаток компаний, страдающих «креативизмом», — отсутствие тщательно подготовленного прогноза, прежде всего негативного сценария развития ситуации. Еще одним бичом подобных компаний является излишнее увлечение показателями и администрированием. В настоящее время ни один из действующих на российском табачном рынке игроков не предлагает продуманного и эффективного набора маркетинговых инструментов для работы «полевых» сотрудников. Что происходит в результате? «Вести с полей», или Кто воплощает задуманное
Эти три категории территориальных менеджеров так или иначе сводят к нулю эффект, который планируется получить от применения маркетинговых программ. Первые — за счет неумения, вторые — по причине сознательного отклонения от заданных ориентиров, третьи — из-за использования личных технологий. Почему это происходит Во-вторых, все без исключения табачные компании применяют неэффективную систему учета показателей, не позволяющую составить впечатление об истинном положении дел и контролировать работу торговых представителей. Незаинтересованность низшего руководящего звена во вскрытии ущербности подобной работы, а иногда и банальное отсутствие вертикальных каналов передачи информации аннулируют всю маркетинговую активность данных коммерческих структур. Большинство торгпредов идут по пути наименьшего сопротивления. Существующие сегодня в табачных компаниях системы учета показателей не позволяют адекватно оценить присутствие компаний в отдельном районе и городе в целом; не отражают эффективность и качество работы территориальных менеджеров; не дают возможности грамотно распределять бюджеты; наконец, разрушают мотивацию сотрудников, подталкивая их к сознательному ухудшению качества работы и манипуляции данными. Теория против практики Все маркетинговые программы табачных компаний опираются на тезис о значительной ценности предлагаемого продукта, позволяющего ритейлерам в перспективе получать большую прибыль, привлекать новых клиентов и т. п. Однако, если выйти на улицу крупного российского города, станет понятно, что для большинства владельцев магазинов и товароведов эта концепция — пустой звук. Зачастую бесполезно также абсолютное следование западным схемам сотрудничества. Большинство ритей-леров настроены только на получение сиюминутной прибыли. Что остается в сухом остатке? Дорогостоящие технологии оторванных от реальности маркетологов, аналитиков, бренд-менеджеров и малоэффективный институт «полевых» сотрудников, скептически настроенных по отношению к усилиям головной компании по продвижению продукта. Советы будущим лидерам рынка Во-вторых, необходимо создать полноценную систему вертикального взаимодействия между территориальными менеджерами и маркетинговыми структурами. «Полевой» сотрудник должен знать, что его опыт и рекомендации могут стать основой успешной карьеры. В любом случае ресурсы компании можно значительно сэкономить, если сформировать экспертный совет из торговых представителей, которые будут обсуждать все новые стратегии и мероприятия. В-третьих, территориальный менеджер должен получить эффективные и гибкие инструменты работы с клиентами. Руководителям многих компаний (и не только табачных) следовало бы внимательнее взглянуть на собственные маркетинговые подразделения и задать тривиальный вопрос: насколько они эффективны и стоят ли тех денег, которые получают за свой труд? Основаны ли их рассуждения и выводы на фактах? Проверялось ли воздействие маркетинговых мероприятий на практике? Но в любом случае экстенсивное развитие, основанное на запусках новых марок, исчерпало себя: большинству из них уготована роль аутсайдеров рынка, и дальнейшее развитие возможно только при качественной работе с потребителем. Очевидно, что теории маркетинга необходимо адаптировать к российской действительности. Компания, которая сможет первой провести полномасштабные исследования в области адаптации теории маркетинга к российским условиям с участием специалистов в области психологии, социологии, истории и экономики, получит ресурс для лидерства, каким не обладает ни один ее конкурент. Михаил Горностаев, Журнал "Управление компанией".
|