Обзор медиарынка Казани
По мнению аналитиков, опрошенных еТатар.ру, Татарстан входит в число российских лидеров по объему медиарынка. Вместе с тем, на сегодняшний день, для татарстанского медиарынка характерно постоянное уменьшение аудитории ежедневных изданий, а также все большая сегментация телеаудитории. Татарстанские СМИ-лидеры по рекламным доходам и аудитории продолжают удерживать свои позиции, однако, появление новых медиаигроков все больше отражается на распределении рекламных доходов.
В Республике Татарстан зарегистрировано 863 средства массовой информации. Большая часть СМИ относится к категории негосударственных – 685, государственных СМИ - 178. Количество печатных масс-медиа более чем в три раза превышает количество электронных (643 и 210 соответственно).ТелевидениеНа сегодняшний день на медиарынке Казани присутствуют следующие местные телекомпании: ТРК «Новый Век», «Эфир», «Вариант/Домашний».
По мнению аналитиков, предпочтения аудитории с начала прошлого года фактически не изменились: смена доли аудитории не повлияла на распределение мест в телерейтингах. По данным исследовательской компании «Комкон», по состоянию на декабрь 2003 года, первое место в телевизионном вещании Казани принадлежало «Первому каналу», вторую позицию занимал «Эфир», на третьем месте – телеканал «Россия». Четвертым значимым каналом в Казани в декабре 2003 являлся «СТС»/«СТС-Казань» с охватом аудитории, равным 70% населения старше 16 лет.
Вместе с тем, на данный момент к татарстанским телекомпаниям-лидерам присоединились телеканалы «Вариант» (входит в «СТС-Медиа») и «Новый век» (часть ОАО «Телекомпания «Новый век»).
В состав акционеров ОАО «ТРК «Новый век», владеющих не менее чем 5% уставного капитала компании, входят: ОАО «Татаро-американские инвестиции и финансы», которое владеет 171 929 672 голосующих акций (51,58 % от уставного капитала); Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, которое владеет 161 403 210 голосующей акцией (48,42 % от уставного капитала ОАО «Новый век»). По словам Азата Муртазина, заместителя директора «Центра Информационно-Аналитических Технологий» (ЦИАнТ), некоторые игроки смогли существенно обыграть рынок. Среди их числа - Телерадиокомпания «Новый Век» (ТНВ). За 10 месяцев этого года объем рекламы, размещаемой на ТНВ, повысился более чем в 5,7 раза, почти в 3 раза выросло число клиентов. Активизация работы с федеральными рекламодателями и государственным сектором, выход на региональные телестанции (что, по сути, означает формирование собственной сети), рост продаж собственной радиостанции «Новый Век», наращивание территориального охвата аудитории являются основными факторами роста продаж.
Напомним, что в сентябре 2004 года американская корпорация StoryFirst Communications стала владельцем казанской телекомпании «Вариант» и трех телеканалов: «М1» в Москве, «Невский канал» в Санкт-Петербурге, «Т-8» в Перми. С 1 марта 2005 года канал «Вариант» преобразуется в полностью развлекательный канал, направленный на семейную аудиторию и включается в новую сеть «СТС-Медиа», под названием «Домашний».
Как рассказал еТатар.ру Дмитрий Колесов, руководитель отдела регионального развития TNS Gallup Media, телеаудитория Республики Татарстан все более сегментируется. По его словам, новые телеканалы, которые появляются на казанском медиарынке, «забирают аудиторию у нынешних лидеров».
РадиоНа сегодняшний день на медиарынке Казани присутствуют следующие местные радиостанции: «БИМ Радио», «Пульс-Радио», «Настроение», «Татар Радиосы», «Курай», «Радио Татарстана.
Согласно рейтингу TNS Gallup Media (май-октябрь 2004 года), по объему аудитории в казанском радиоэфире лидируют «БИМ Радио», «Динамит FM», «Русское радио», «Европа Плюс - Казань», «Маяк».
«БИМ» — чуть ли не последний из местных могикан, - комментирует еТатар.ру лидерство этой радиостанции директор фонда «Общественное мнение-Татарстан» Александр Киселев. - В основном за казанский радиорынок в настоящее время борются сетевики. Местным радиостанциям выжить сложно, нужны соответствующие бюджеты. Не так давно на рынке существовала радиостанция «Волга», теперь на ее волне - «Шансон», радиостанция «Пассаж» трансформировалась в «Динамит», в формате «Пульса» заработало московское «Авторадио». Г-н Киселев считает, что «на этом фоне «БИМ» - единственный, кто дает положительную динамику».
Дмитрий Колесов, руководитель отдела регионального развития TNS Gallup Media, отметил, что радио-аудитория Татарстана остается стабильной. Станции-лидеры: «Русское радио», «Динамит», «Бим-радио». На каждую из них настраивается около 20% населения в день.
Печатные изданияСогласно данным TNS Gallup Media (май-октябрь 2004 года), в казанском рейтинге по объемам аудиторий среди ежедневных изданий лидирует газета «Вечерняя Казань» (издается с 1979 года, выходит четыре раза в неделю, регион распространения - Российская Федерация, учредитель - ООО «Вечерняя Казань»). В прошлом году газета была признана самой тиражной из числа вечерних по версии НТС общий тираж - 45 267 экземпляров.
Далее в рейтинге TNS Gallup Media следуют газеты «Казанские ведомости», «Комсомольская правда», «Татарстан Яшьлере», «Совесткий спорт», «Из рук в руки». Среди еженедельников впереди «Ва-Банк» и «ТелеСемь», среди ежемесячных - газета «Сам хозяин» (издание для садоводов и огородников, издается с 1991 года, учредитель - ООО «Редакция газеты «Сам хозяин»).
На рынке печатной прессы сейчас активно происходит процесс разгосударствования СМИ. Основной причиной этого является то, что с 1 января 2005 года прекратил свое действие федеральные законы: «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» от 1 декабря 1995 года N191-ФЗ и «Об экономической поддержке районных (городских) газет» от 24 ноября 1995 года N177-ФЗ. Статус государственных газет принадлежит в Татарстане двум изданиям: «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан». Именно эти издания представляют официальную позицию государства. Причем читательскую аудиторию между собой они делят по языковому признаку. Соответственно, «Республика Татарстан» пишет для русскоязычных читателей, а «Ватаным Татарстан» для татароязычных.
Молодежные СМИРынок молодежных СМИ Татарстана, по мнению аналитиков, нельзя назвать насыщенным. Среди СМИ, работающих с молодежной аудиторией, наиболее активно развивается сегмент печатных изданий. К 2005 году на медиарынке республики уже существовало несколько изданий, среди которых стоит выделить газеты «Молодежь Татарстана» и «Я etc.», проект агентства «Медиа Курьер». В начале 2005 года еще не до конца сформированный рынок молодежной прессы испытал экспансию со стороны московских сетей. В феврале 2005 года было объявлено о запуске новой бесплатной газеты «Re:акция». Издание направлено на студенческую аудиторию и распространяется в ВУЗах, клубах и прочих местах скопления молодежи.
Газета «Re:акция» издается на 16 полосах и распространяется в 24 городах РФ общим тиражом 100 тысяч экземпляров. Тираж в Казани составляет 4 тысячи. Учредитель газеты - некоммерческое партнерство «Новая периодика».
С 15 марта 2005 года руководство молодежной газеты с похожим названием - «Акция» - объявило о том, что отныне она будет распространяться в 10 российских городах в салонах мобильной связи «Связной». До этого газета была доступна лишь жителям Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В столице Татарстана «Акция» будет доступна, начиная с апреля текущего года. Инструментом распространения газеты в Казани выступят фирменные магазины «Группы «Союз».
Газета «Акция» издается с 12 апреля 2001 года тиражом 999 экземпляров. Стартовый капитал проекта составил 20 тыс. рублей. Количество полос – 24.
В феврале 2005 года компания «Акция масс-медиа» заключила соглашение с компанией «Максус» (сеть салонов связи «Связной») о распространении газеты «Акция» по региональной сети салонов связи «Связной». Теперь газета «Акция» распространяется в 40 салонах сети «Связной» в Санкт-Петербурге, 30 салонах в Нижнем Новгороде, 11 салонах в Екатеринбурге, 10 салонах в Челябинске, 5 салонах в Волгограде, 8 салонах в Краснодаре, 10 салонах в Ростове-на-Дону и 14 салонах в Москве. Совокупный тираж газеты по России составляет 100 тысяч экземпляров. Владельцем газеты «Акция» является компания «Акция масс-медиа».
Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке, исполняющий обязанности главного редактора газеты «Молодежь Татарстана» Рамиль Кадыров заметил еТатар.ру, что активизация татарстанского рынка молодежной печати обусловлена привлекательностью региона для различных медийных сетей. «Попытки занять свою нишу на медиарынке Татарстана московские сетевики предпринимают достаточно давно, - рассуждает главный редактор «Молодежки». - Этому существует много объяснений. Если говорить о привлекательности Татарстана для молодежных изданий, то она обусловлена тем, что Казань один из крупнейших центров студенчества в Поволжье. А студенчество, в свою очередь, - очень активный контингент аудитории СМИ. К тому же, рекламодатели заинтересованы в возможности воздействия на молодежную аудиторию. В свете этого, для меня до сих пор остается загадкой недостаточная активность в этом сегменте медиарынка, которую можно было видеть в прошлом году».
По словам Алексея Солоухина, директора по распространению и развитию газеты «Re:акция», в 2004 году объем российского рынка рекламы в печати составил порядка $ 750 млн. «Это говорит о том, что рекламодатели заинтересованы в развитие рынка печатных СМИ. Более того, рекламодатели все более активно идут в узко специализированные сегменты медиарынка. Одним из самых интересных сегментов рынка сейчас является молодежные СМИ», – аргументировал он свою позицию.
Андрей Шафоростов